Главная Очерки о городах Автопутешествие к истоку Волги

ХудшийЛучший
Автор: Administrator
20.07.2016 11:55

Исток ВолгиДолжен признаться к собственному стыду, что на истоке Волги я побывал впервые только примерно в 2000 году, хотя большую часть своей жизни прожил на Селигере. Помню даже, как наш класс ходил в турпоход на исток. Я в школе не любил ходить в походы с классом, я всегда участвовал в параллельных выходах на природу (в том числе с ночевкой в палатках) со своими друзьями. Я и сейчас не сильно изменился в этом отношении: по-прежнему предпочитаю самостоятельные экскурсии и недолюбливаю групповые организованные.

Итак, примерно 15 лет спустя я решил вновь посетить исток Волги. Маршрут наш пролегал из города Осташков, до конечной точки примерно 70 км.

Дорога из Осташкова к истоку Волги

выезд из Осташкова на трассу Р-89В 10:50 мы стартовали с окраины Осташкова. Сразу же после выезда из города идет дорога плохого качества. Это трасса Р-89. В прошлом году люди в интернете жаловались, что эта автодорога была вся в ямах. В этом году ямы заделали, но сделали это небрежно: вместо трещин в асфальте появились бугорки. Ехать по-прежнему некомфортно, машину трясет. Средняя скорость автомобилей на этом участке составляет 50 км/ч.

Состояние дороги Р-89Километров через пять состояние асфальта улучшается, но дорогу хорошей я назвать не могу.

пирамида ГолодаПосле деревни Хитино мы остановились на обочине, чтобы провести фотосессию и пирамиды Голода. Пирамида создана в 90-е годы и имеет свое название по фамилии своего создателя. Далее состояние дороги резко улучшается, и наша машина мчалась вплоть до Свапуще (примерно 50 км от Осташкова) со скоростью 90-100 км/ч.

Указатель на исток Волги в СвапущеВ Свапуще будет указатель на исток Волги, здесь надо будет свернуть налево. Как только деревня закончится, закончится и асфальт. Дальше пришлось ехать по грунтовке до деревни Волговерховье (20 км от Свапуще). Дорога неплохая, но иногда встречаются участки наподобие стиральной доски.

Указатель на Ольгин хуторЗа пару километров до Волговерховья мы увидели указатель на Ольгин хутор. Это фермерское хозяйство, о нем подробнее я напишу ниже. Сразу мы не стали заезжать, так как планировали там купить молочные продукты. Чтобы они не испортились, мы решили вернуться сюда на обратном пути.

Достопримечательности истока Волги

В деревне Волговерховье машину можно оставить на въезде на парковке. Тогда вам не придется ехать под знак «Движение запрещено», но придется пройти пешком через деревню до истока Волги около 500 метров. Кстати этот знак и в 2000-х стоял. Редко кто так поступает, в основном все едут под знак и паркуются с другого края деревни Волговерховье. Там же находится небольшой рынок из нескольких палаток. Продают здесь исключительно сувениры.

Кафе в ВолговерховьеЕсли вы проголодаетесь то поесть можно в кафе, которое находится в деревне или заехать на Ольгин хутор. Насколько я понял хозяин у этих заведений один. Но на хуторе вы сможете бесплатно посмотреть экспонаты местного музея.

Описывать достопримечательности истока Волги я не буду, просто выставлю фотографии. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Перечислю лишь эти достопримечательности:

• Сам исток Волги;
  • Памятный камень с обращением к путнику;
  • Две церкви;
  • Памятник святителю Николаю.

Исток Волги Храм преображения Господня Святитель Николай Новая церковь на истоке Волги С момента моего последнего посещения истока Волги здесь выстроили новую церковь, в этот день она была закрыта. Зато нам удалось посетить вторую, более старую (1902 год). Это храм преображения Господня. Церковь построена из красного кирпича. Имеет колокольню с действующей звонницей. Перед подъемом на колокольню посетителям настойчиво предлагается внести пожертвование на храм. С взрослых берется плата не менее 50 рублей с человека, дети бесплатно. За процессом внесения пожертвования никто не следит, просто на входе стоит ящик, куда надо опустить денежку. Так что, на колокольню можно подняться «зайцем», санкций не последует. Мы, конечно же, по-честному оплатили свой подъем на колокольню.

Надо признать, это стоило того. Если на колокольни Ниловой пустыни можно любоваться просторами Селигера, то здесь не менее красиво, но вместо озера красоту создают бескрайние поля.

Ольгин хутор

После осмотра достопримечательностей истока Волги мы отправились на Ольгин хутор, который находится в двух километрах от деревни Волговерховье.

Как только мы свернули на хутор, навстречу к нам вышла скромная застенчивая женщина. Она провела нас в сооружение типа сарай. Здесь было оборудовано кафе, где подавали еду, приготовленную из собственных продуктов. Прямо на базе этого кафе оформлен музей старинных вещей. Здесь есть все, что удалось откопать в местной земле или найти у местных старушек.

Экспонаты музея на Ольгином хуторе музей Ольгина хутора Старинные утюги, различная крестьянская утварь и тут же советские магнитофоны и радиоприемники. Есть тут и эхо войны – каски, снаряды и т.п. Полноценный обед мы заказывать себе не стали, просто перекусили. Взяли блинчики и чай, уж больно их рекламировали в интернете (так я и узнал об этом хуторе).

Что я могу сказать обо всем увиденном. Заехать сюда не будет лишним. Кушать здесь или нет, каждый решает сам. Один большой блин со сметаной стоит 100 рублей, чай с мятой 50. Это не магазинные блины, а выпеченные дома. Я лично никаких восторгов по этому поводу не испытал, слава богу у меня дома блины пекут на молоке регулярно. На вкус обычные домашние блины. Н все равно стоит отметить, что это не какие-нибудь полуфабрикаты из магазина.

По поводу оформления кафе мне тоже есть с чем сравнивать. Подобное кафе я посещал в Польше, но там все оформление поднято на более высокий уровень. Надо признать, что идея создания Ольгина хутора, идея очень интересная, но воплощена она как-то по-простецки.

Что я имею в виду. Ну, во-первых, хозяйка явно весь день трудится на своем хозяйстве, об этом говорят её руки. А в перерывах подает еду гостям. Здесь должно быть разделение труда, либо ты занимаешься общепитом, либо ковыряешься в земле. Совмещать эти занятия, на мой взгляд, нельзя. Во-вторых, стол, за которым сидят гости, покрыт лоскутом рекламного плаката – не уже ли нельзя купить нормальную скатерть. И вообще все столы и скамейки бы я покрыл лаком, так будет выглядеть более эстетично. На дворе 21 век, подобное оформление было свойственно 90-м годам прошлого века, сейчас нужно соответствовать современным стандартам, не забывая о самобытности.

Ну и третья претензия, посуда в которой подают еду, явно, из бабушкиного буфета, вся покоценная. Нет возможности приобрести новую, используйте одноразовую. А так, на Ольгином хуторе все круто. Жаль нам не удалось купить у них творог и сметану, к моменту нашего приезда все разобрали.

Всего на осмотр достопримечательностей истока Волги и Ольгиного хутора у нас ушло 2 часа. За полтора часа мы вернулись в Осташков. Таким образом, на поездку мы потратили пять часов, проехали 140 км и остались довольны.

В статье не размещено и половины фотографий, которые нам удалось сделать.
Все фотографии можно посмотреть в специальном разделе.

• Гость: Очень красиво и как-то самобытно что ли.. Спасибо а подробный рассказ, потому что иногда хочется посетить какую-нибудь "нашу" достопримечательность, но на навигатор уповать не приходится и посещение откладывается.. А здесь все доступно описано, надо ехать))
  • Гость: А может весь колорит и кроется в еде из старой посуды с "покоцанными" краями? Как сейчас помню старую деревянную ложку у бабушки, с отломанным краем, запах борщя и особенный привкус еды. Я борщ только и ел из этой ложки. Дома мама меня не могла заставить, а у бабушки не оторвать было. Картошка в мундире из чугунка - мясо не нужно было, огурец, помидора и картошка - пища богов!!! Старинный колорит - это хорошо. Привыкли мы сейчас ко всему пластмассовому и одноразовому, а это ведь химия. Как бы ни говорили о экологичности пластика.
  • Гость: Одно дело дома, другое у посторонних людей
  • Гость: Сам Живу на Волге,каждый день ее из окна вижу,у нас она шириной 1-1,5 километра,но я ни когда не задумывался,что она с маленького ручейка начинается,а вернее с сотни таких чистых и прозрачных... Вообще всегда считал,что у Нас в России своих достопримечательностей хватает,север вообще мало хоженый..
  • Наталья Пенькова: Это точно! Удивительно, как из такого малюсенького ручейка, который можно перешагнуть, вытекает могучая река. Мой весенний репортаж и яркие фото смотрите в моем подробном отзыве: http://otpusk-zdorovo.ru/tverskaja-oblast-gde-beret-nachalo-volga-gde-istok-v-volgoverhove/
  • Гость: С удовольствием прочитала Ваш рассказ и посмотрела фотографии, по сравнению с тем, что я видела раньше - небо и земля. Все строится, облагораживается. Надеюсь, что покоценная посуда когда-нибудь тоже останется в прошлом.
Обновлено 20.07.2016 14:00

Вся информация, размещенная на сайте, является охраняемой в соответствии с Российским и международным законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторское право. При использовании информации с нашего сайта ссылка на http://селигер-инфо.рф обязательна.